Государственный музей - заповедник «Коломенское» хорошо известен и за пределами России. Впервые село Коломенское упоминается в 1336 году в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты. По преданию, названием оно обязано переселенцам из Коломны, осевшем здесь. Живописная местность на возвышенном правом берегу Москва-реки привлекла внимание москвоских правителей, и Коломенское превратилось в одну из загородных усадеб-резиденций великих князей и царей. Неповторимый облик усадьбы стал складываться при Василии III, по его приказу в 1532 году построили изумительно красивый храм Вознесения Господня. Легенда связывает его создание с рождением у великого князя долгожданного наследника - будущего русского царя Ивана IV Грозного. Безвестный зодчий рискнул отойти от господствовавших в то время канонов в строительстве каменных храмов и построил первый на Руси шатровый храм согласно традициям деревянного зодчества. Храм всегда оказывал огромное эмоциональное воздействие на людей. |
Рядом с храмом находится церковь-колокольня Георгия Победоносца, построенная в первой половине XVI века. Легенда гласит, что первый храм во имя покровителя русских воинов построил в Коломенском Дмитрий Донской, возвращавшийся через село после победы на Куликовом поле. Возможно ныне существующий храм унаследовал название предшествующего. Царь, любивший бывать в Коломенском построил дворец огромных размеров, поражавших роскошью и великолепием. Это было сказачное сооружение с обильной резьбой по дереву, росписью, богатейшим внутренним убранством, который современники называли «восьмым чудом света». К сожалению, дворец был утрачен. Одновременно с деревянным дворцом была построена церковь Казанской Богоматери - домовый храм царской семьи. |
Царскую резиденцию окружала каменная стена-ограда. Парадным въездом в усадьбу служили Передние или Дворцовые ворота со стороны Москвы-реки. Через них пребывали иноземные посольства, проходили иные торжественные процессии. Ворота имели два арочных проема - проездной и проходной. Над воротами установлены часовые палаты, в которых в 1673 году установили часовой механизм: циферблат был обращен в сторону дворца. Для въезда в усадьбу со стороны села использовались двухарочные Задние или Красные ворота, крытые деревянной кровлей в виде крестчатой бочки. В усадебный комплекс входили каменные хозяйственные постройки - например, Водовзводная (или Соколиная) башня. По преданию, при Алексее Михайловиче, большом любителе соколиной охоты, в ней содержали соколов. В середине XVI века в селе Дьяково близ Коломенского выстроили церковь Усекновения Главы Ионна Предчети. Храм возвели в память о венчании Ивана Грозного на царство или как моление о даровании первому царю наследника. В 20-е годы прошлого века замечательный русский архитектор П.Д. Барановский начал создавать первый в России музей деревянной архитектуры под открытым небом. В разное время в Коломенское привозили памятники деревянной архитектуры XVII-XVIII вв., которые размещали, в основном, в древнем Вознесенском саду. Здесь рядом оказались деревянные строения из разных областей России: Святые ворота Николо-Корельского монастыря 1693 г. с берега Белого моря, Братская башня середины XVII в. из зоны Братской ГЭС, мемориальный домик Петра I 1702 г. из Архангельска. |
Есть в Коломенском и свои тайные места. Голосов овраг окутан легендами и преданиями. Овраг расположен рядом с древними поселениями, существовавшие здесь еще во времена Древнего Рима. Во время раскопок в Коломенском, нашли надгробные плиты с надписями на старославянском и латинском языках, а так же оружие и доспехи римских легионеров. Голосов овраг образован ручьем вытекающим из родников, которых здесь очень много. Легенда гласит, что родники эти – следы коня Георгия Победоносца, проскакавшего здесь с вестью о своей победе над змием. Вода в роднике не замерзает зимой и считается чудодейственной. Происхождение названия «Голосов овраг» скорее всего связано с языческим богом Волосом, или Велесом. Историки полагают, что изначально овраг назывался «Волосов». Велес (Волос) - бог хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, властитель подземного мира. Эту версию подтверждают и исследования геологов: Голосов овраг расположен на месте разлома и здесь обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места можно считать «воротами в подземное царство». Дальше начинается череда легенд, связанный с оврагом. Воины хана Девлет-Гирея провели в овраге 50 лет, которые показались им несколькими минутами. Тоже самое происходило с крестьянами из соседних сел, которые возвращались из оврага через несколько мгновений к своим женам, постаревшим на несколько лет. Здесь видели лохматого дикаря. И так далее. Еще одна необычная достопримечательность этих мест – два огромных камня в глубине оврага весом по несколько тонн каждый. Причем основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. |
Если верить преданиям, то этим камням поклонялись еще языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад.
Именно тогда камни получили свои имена. Нижний из камней называют «Гусь». Считается, что он покровительствовал мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний - «Девичий камень». Он, соответственно, приносит счастье прекрасной половине человечества. Поверхность камней – очень необычна. Она напоминает гигантские пузыри и испещрена многочисленными письменами. Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств до сегодняшних дней. Достаточно прийти сюда, прикоснуться рукой к их волнистой поверхности или посидеть на камне, и это поможет женщинам в деторождении. Внешне это - кусок плиты песчаника размером 2 х 1,5 метра с характерными выпуклостями овальной формы. В древности здесь приносились жертвы. По заключению геологов, выпуклости образовались еще в геологическую эпоху путем осаждения взвешенных частиц на валунах, но у внешнего края камня выпуклости дополнены небольшой искусственной лункой для сливания крови жертвенного животного или установки свечей. Легенда, бытовавшая у местных жителей, связывает «Девий камень» со святым Георгием, который на этом месте вел битву с врагами и у него погибли жена и дети, якобы похороненные под этим камнем. С этим связывается и способность камня помогать женщинам в деторождении. Отсюда и его название. Фото декабрь 2008 год |