Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь был основан в 1524 году по указу Василия III в память о возвращение Смоленска в состав Русского государства. С первых лет монастырь был на особом положение. Здесь принимали постриг представительницы царского и боярских знатных родов. Но в 1571 году был сожжен дотла отрядами крымского хана. В Смутное время обитель переходила то к полякам, то к русским ополченцам. Древнейшем сооружением монастыря является собор Смоленской иконы Божией Матери. Собор был возведен в 1524-25 годах после этого в него перенесли список Смоленской иконы Богородицы, хранящийся здесь до сих пор. Позже в собор перевезли список чудотворную Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В старинном соборе сохранились уникальные фрески. Под сводами храма погребены представительницы царской крови. Царевна Софья Алексеевна правила Русью в 1682-1689 годах по причине малолетства Петра и его брата Ивана. В этот период окончательно сформировался ансамбль монастыря. Но в 1689 году Софья проиграла Петру борьбу за престол и была насильно заключена в стены Новодевичьего монастыря. А в 1698 году после разожженного Софьей Стрелецкого бунта, разгневанный Петр повелел повесить перед окнами кельи сестры 230 участников заговора, а ее саму постричь в монахини. Под именем Сусанны она прожила в монастыре до своей смерти в 1704 году. |
В Ирининских палатах жила другая знатная особа - Ирина Годунова – сестра Бориса Годунова и супруга царя Федора Иоанновича (сына Ивана Грозного). Этот брак возвысил Годунова еще больше. Федор очень любил свою супругу. Противники Бориса рассчитывали воспользоваться отсутствием детей в царской семье для свержения Годунова, предложив Федору отправить Ирину в монастырь, а самому вступить в другой брак (по примеру деда - Василия III). Однако Федор категорически отказался последовать этим советам, заговорщики были отправлены в ссылку. После смерти царя в 1598 году население принесло присягу Ирине Годуновой, но она объявила о своем желание уйти в монастырь. А в 1598 году в Смоленском соборе Борис Годунов принял избрание на царство. Следует отметить Успенскую церковь (1685-1687). Среди святынь этого храма – образ Николая Чудотворца с частицами его мощей и целительная икона Богоматери «Знамение». Над монастырем возвышается 72-метровая колокольня, построенная в 1689-1690 годах в стиле московского барокко. Входные северные ворота построены в 1687 – 1689 годах в стиле московского барокко, они увенчаны пятью золотыми куполами, под которыми находится надвратная церковь Спаса Преображения. Справа от ворот находятся Лопухинские палаты, здесь в 1727-1731 годах проживала царица Евдокия Лопухина – первая супруга Петра I, под именем монахини Елены. Ограниченная, мелочная и злобная, но честолюбивая и властная, Евдокия не могла привлечь к себе молодого и энергичного Петра I. Она не разделяла взглядов Петра и поэтому не могла простить мужу его постоянных отлучек из дома. Все это вело к возрастанию неприязни между супругами. Кроме того, на ее отношение к мужу повлияло и то, что Петр вскоре сблизился с красавицей из немецкой слободы Анной Монс. Вскоре Петр отправил Евдокию в Суздальский Покровский монастырь. Там вместе с сыном и Степаном Глебовым она была центром партии, враждебной Петру. Заговор был раскрыт и Евдокию отправили в Ладожско-Успенский монастырь. Затем она была заточена в Шлиссельбурге, где при Екатерине I содержалась в строго секретном заключении как государственная преступница под именем "известной особы". А с воцарением ее внука Петра II Евдокию перевели в Новодевичий, затем в Воскресенский монастырь в Москве; ей было дано большое содержание и особый двор. |
В Певческих палатах (конец XVII – 1724 год) по указу Петра I был открыт приют для девочек.
А в казначейских палатах размещались страницы монастыря.
На территории монастыря расположены трапезная, стрелецкие караульни, здание Филатьевского училища, мавзолей Волконских, часовня-усыпальница семейства Прохоровых – владельцев Трехгорной мануфактуры. Монастырь окружен кирпичной стеной с 12 ажурными башнями: по углам 4 круглые башни (Никольская, Напрудная, Сетунская, Чеботарная) и между ними 8 квадратных (Царицинская, Лопухинская, Саввинская, Затрапезная, Предтеченская, Покровская, Швальная, Иосафонская). В 1812 году обитель едва не погибла. Когда французы спешно покидали Москву, они заложили под Смоленский собор бочки с порохом, но монахини рискуя жизнью потушили зажженные фитили. На территории монастыря были захоронения многих известных людей – представителей знати, купечества, военачальников, деятелей культуры: герой войны 1812 году поэт Д.В. Давыдов, генерал А.А. Брусилов, декабристы С.П. Трубецкой, М.И. Муравьев-Апостол, М.Ф. Орлов, историки С.М. Соловьев, М.П. Погодин, А.С. Уваров, философ В.С. Соловьев, писатели М.Н. Загоскин, А.Ф. Писемский, И.И. Лажечников. Но в советские годы часть могил было уничтожено. В 1922 году монастырь закрыли, здесь располагался музей раскрепощения женщин, а в монастырских помещениях – коммунальные квартиры. Во время войны в монастыре был создан Православных Богословский институт, который позднее стал Московской Духовной академией и Духовной семинарией. С 1944 года стали возобновляться богослужения. В 1964 году сюда была переведена кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. И в 1994 году была возобновлена женская обитель. В 1898 году за стеной монастыря был образован новый некрополь – Новодевичье кладбище. Это одно из самых престижных кладбищ, здесь похоронены видные политические деятели, военачальники, известные писатели, деятели науки и искусства. Фотографии Февраль 2009 год |